Шабро́ль Клод (р. 1930), французский кинорежиссёр. Драматические («Красавчик Серж», 1958; «Кузены», 1959; «Ландрю», 1963; «Мадам Бовари», 1991, и др.) и криминальные («Мясник», 1970; «Кровавая свадьба», 1973; «Ад», 1994, и др.) фильмы Шаброля воссоздают атмосферу провинциальной жизни, в которой царят скука, дикость и вырождение. Шаброль - сценарист многих своих фильмов.
* * *
ШАБРОЛЬ Клод - ШАБРО́ЛЬ (Chabrol) Клод (р. 24 июня 1930), французский кинорежиссер.
Начинал в середине 1950-х гг. как кинокритик в журнале «Кайе дю синема» вместе с Ф. Трюффо (см. ТРЮФФО Франсуа), Ж. Л. Годаром (см. ГОДАР Жан Люк), Э. Ромером, Ж. Риветтом - будущими лидерами «новой волны».
Первая лента Шаброля «Красавчик Серж» (1958) стала манифестом нового кинодвижения и произвела фурор: малобюджетный (снят на деньги, полученные Шабролем в наследство), абсолютно некоммерческий фильм вызвал тем не менее большой интерес, как и следующая картина «Кузены» (1959). В обоих фильмах проявились основные черты творческой манеры режиссера - острый сюжет, критика буржуазного уклада жизни, холодная мизантропия в изображении провинции.
Всю свою жизнь Шаброль является приверженцем жанра «черного детектива», однако в лучшие годы своего творчества использовал жанровые каноны для остросоциального анализа и показа широкой картины отношений внутри буржуазного общества. Особенно ярким был период конца 1960-х - 1970-х гг.: «Неверная жена» (1969), «Разрыв» (1970),«Пусть умрет зверь» (1979), «Мясник» (1977), «Кровавая свадьба» (1973), когда критика называла режиссера, его постоянного соавтора сценариста Поля Жегоффа и актрису (и жену Шаброля) Стефан Одран создателями «новой человеческой комедии», сравнивая с О. Бальзаком. Остросюжетная фабула в этих фильмах использовалась для того, чтобы вскрыть лицемерие и нередко криминализированность человеческих отношений внутри среднего и высшего классов общества.
В 1975 заканчивается длительный период сотрудничества с Жегоффом. Шаброль пытается сохранить прежнюю творческую манеру, продолжая снимать «черные детективы»: «Инспектор Лаварден» (1986), «Маски» (1987), «Крик совы» (1992). В то же время он вносит разнообразие в свои темы, экранизируя громкие судебные процессы полувековой давности («Виолетта Нозьер», 1978; «Женское дело», 1988), литературу 20 в. («Чужой кровью», 1984, по Симоне де Бовуар (см. БОВУАР Симона де); «Тихие дни в Клиши», 1990, по Г. Миллеру (см. МИЛЛЕР Генри)), классическую литературу («Мадам Бовари», 1991, по Г. Флоберу), фольклорную прозу («Конь гордыни», 1979, по Пьеру Элиасу). Этот период творчества Шаброля не содержит больших удач и отмечен чувством усталости и холодного профессионализма. Среди последних работ плодовитого режиссера выделяется лишь «Церемония» (1995), созданная в стиле его криминально-психологических драм.